ДО КРИЗИСА НА РЫНКЕ ДЕРЕВЯННЫХ КОТТЕДЖЕЙ ОСТАЛАСЬ ПАРА ЛЕТ
Аналитики спорят, когда предложение на рынке загородного жилья станет равным спросу. Кто-то уверен, что кризис в Ленобласти вступит в свои права через 4-5 лет, а другие - что до него осталось 1.5-2 года. Последнего мнения придерживается и директор по коммерции и развитию компании PetroStyle - Михаил Крючкин.
Всем нам предстоит нужно пережить тот же кризис перепроизводства, который был в столице три-четыре года тому назад. По разделенному предположению аналитиков, в развитии рынка загородной недвижимости мы отстаем от Москвы на 3-5 лет.
В настоящее время ситуация у нас весьма напоминает ту ситуацию, что была в в Московском регионе перед кризисом (когда при активном предложении не продавалось примерно 40% проектов).
Перед этим в столице отмечался резкий спрос на поселки за городом. Потребители второпях приобретали
деревянные коттеджи
. Подрядчики, пробуя успеть за спросом, строили, где попало коттеджи сомнительного качества. И в какой-то миг рынок перенасытился этим предложением.
Практически одновременно у жителей Москвы появился первый массовый опыт пригородной жизни: недостатки уже сданных домов стали очевидными, что заставило следующих покупателей более внимательно относиться к покупке коттеджа за городом.
Просто «подрезать» цены, немного сократив прибыльность проекта, это уже не все, что нужно. Девелоперы должны серьезно подумать о качестве строящихся зданий, приведя его в соответствие с запредельными ценниками, а также озаботиться наполнением поселков административной инфраструктурой, обустроить прилегающие территории и прочими «фишками».
Сегодня в предместьях Москвы на территории загородных поселений часто можно лицезреть искусственно созданные водопады или замки. При этом сами проекты пришлось создавать более масштабными: в небольших поселках привлекающие внимание клиентов «фишки» не выгодны. Реализовать подобные проектные планы под силу стало лишь крупным фирмам.
Подобный путь, уверен, уготован и окрестностям Санкт-Петербурга.
Для строителей сегодня видимо возросла стоимость ошибки. Еще два-три года назад прибыль могла покрыть практически любые незапланированные траты. В данный момент затраты на реализацию проекта увеличиваются намного быстрее, чем стоимость. Это нормально.