ГЕОМАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: СЕТКИ, РЕШЕТКИ, МЕМБРАНЫ
На данный момент
геотекстиль
и другие геосинтетические материалы становятся все более популярны и востребованы в отечественной строительной сфере. Особенно это касается дорожных работ.
Геосинтетики увеличивают работоспособность и эксплуатационный ресурс дорожного полотна на несколько порядков, снижая расход насыпных материалов, а соответственно уменьшая и толщину слоев дорожной конструкции.
Интересной группой изделий из числа геосинтетиков являются геокомпозиты, выпускающиеся не только в рулонах, но и в блоках. Они, как правило, обладают повышенной гигроскопичностью и чаще всего применяются в роли дренирующей прослойки дорожной конструкции.
Если описывать основную разновидность геокомпозита, использующегося в дорожном строительстве, то это, как правило, нетканый геотекстиль, между верхним и нижним слоем которого располагается жесткий полимерный сетчатый каркас или пористый нетканый текстиль. Толщина последнего может составлять от 10 до 30 мм. Не редки также композиты, один из фильтрующих слоев которых заменяется мембраной (так называемый перехватывающий дренаж).
Интересным вариантом армирующего дорожного геокомпозита является геотекстильное полотно, объединенное с сеткой из базальтовых или стеклянных волокон. Благодаря нетканому полотну, изделие идеально контактирует с близлежащими слоями дорожных одежд, одновременно исключая возможность образования так называемых отраженных растрескиваний.
Геосетка
же выступает в роли армирующего компонента асфальтобетонного слоя.
Еще одним оригинальным геосинтетическим изделием, выполняющим важную роль в дорожном строительстве, является георешетка.
Данная пространственная структура представляет собой сотовую конструкцию, высота которой может варьироваться в пределах от 50 до 200 мм. Параметры ячеек георешетки так же различны. Продукция поставляется потребителю блоками, которые на месте разворачиваются и укладываются на основание.
Георешетка незаменима, если речь идет о фиксации нестабильных и разрушающихся откосов и склонов, а также в случае необходимости эффективного армирования слабого дорожного основания. Ячейки могут быть заполнены различными материалами, включая грунт и бетонный раствор. Стенки сот георешетки могут иметь рифления и перфорацию, что позволяет не только обеспечить дренаж конструкции, но и прочно прикрепить ее посредством анкерных элементов к поверхности склона.
Большая ответственность возлагается в дорожном строительстве и на геомембраны. Это изделия, основной функцией которых является обеспечение эффективной гидроизоляции. Изготавливается продукция на базе пленочных материалов или же на основе нетканого геосинтетического полотна, обработанного вяжущей пропиткой. Второй вариант считается более надежным, поскольку геополотно обладает стойкостью к локальным повреждениям в период монтажа и последующей эксплуатации.
Геомембрана на базе нетканого геотекстиля имеет более широкую сферу использования.
То есть, наряду с гидроизолирующими характеристиками изделия, могут быть задействованы и его армирующие свойства (например, в качестве укрепляющего компонента объекта поверхностного дренажа).
В завершение, речь пойдет о таком незаменимом в дорожном строительстве изделии, как геосетка. В ее основе могут быть базальтовое или стекловолокно. Однако универсальными считаются полимерные геосетки, обладающие более стабильными характеристиками в плане эксплуатации изделия в условиях агрессивной среды. Дополнительная пропитка гарантирует длительный срок службы такой геосетки.