ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ПРОДЛЯТЬ ЖИЗНЬ, НО ЧТО ОТ ЭТОГО ИЗМЕНИТСЯ?
На сегодняшний день в строительной сфере сложилась достаточно противоречивая ситуация. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006г. №252-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ", с 1 июля 2007г. должно быть отменено лицензирование большинства видов строительной деятельности. Однако многие специалисты в строительной сфере недоумевают, каким образом им работать дальше.
Никакие механизмы взамен строительному лицензированию приняты не были. Технические регламенты до сих пор не предложены, а правила и стандарты перехода на саморегулирование не разработаны.
И даже если их попытаются утвердить до 1 июля, то за оставшееся время проработать должным образом их просто не удастся. А между тем, времени осталось очень мало.
Сторонников у отмены лицензий за последнее время появилось достаточно много. Так или иначе, за упразднение института лицензирования высказывались такие видные руководители в строительной индустрии, как Лев Каплан, Николай Кошман, Кирилл Холопик, и другие. Так, например, глава проекта "Реформы в сфере недвижимости" фонда "Институт экономики города" Кирилл Холопик заявил, "чем больше мы будем оттягивать этот срок, тем продолжительнее будет время перехода строительной отрасли на принципы саморегулирования. Посмотрите: лицензирование уже продлили на полгода, а альтернативный ему механизм СРО пока так и не создали. Я, конечно, допускаю, что после упразднения института лицензирования государственный контроль в сфере строительства несколько ослабнет, но только так мы сможем дать серьезный толчок внедрению механизма саморегулирования".
Во многом руководителя проекта фонда "Институт экономики города" поддерживает и президент Ассоциации строителей России Николай Кошман.
"Строительное сообщество сегодня обладает всеми необходимыми ресурсами для самостоятельного управления отраслью и для решения общенациональных и локальных задач в сфере строительства" - говорит Николай Кошман.
Ещё более жесткую позицию высказал вице-президент "Союзпетростроя" Лев Каплан, заявив, "продлевать лицензирование нельзя ни в коем случае. Я категорически выступаю за то, чтобы до 1 июля утвердить федеральную законодательную базу о саморегулировании в строительстве, - поясняет он. - И это вполне возможно успеть сделать. Я также против существования некоего "переходного периода" государственного и общественного регулирования. Это может угробить все начинание".
Однако подобная точка зрения далеко не доминирующая среди экспертов строительной сферы. Диаметрально противоположную позицию имеют такие руководители, как Александр Толкачев, Виктор Забелин, Владимир Копытов и другие. Мнения у данной группы специалистов могут различаться, однако, в чем они безоговорочно солидарны, так это в том, что российские строительные организации пока ещё не готовы к саморегулированию.
Противников отмены строительного лицензирования можно условно разделить на 2 группы. Те, кто против отмены лицензий вообще, и те, кто выступает за перенос сроков внедрения системы саморегулируемых организаций на более поздний срок.
Вот как прокомментировал ситуацию с лицензированием директор Федерального лицензионного центра при Росстрое Александр Толкачев: "Я считаю, что не стоит убирать систему лицензирования до тех пор, пока не создано равноценной системы, способной её заменить".
"Без действенных экспериментально отработанных механизмов контроля, нормативных документов, правил и стандартов переход на саморегулирование будет очередной кампанией, которая дискредитирует способность власти к проведению экономических реформ и саму идею негосударственного регулирования".
Официальная позиция Российского Союза строителей (РСС), президентом которого является Виктор Забелин, во многом схожа с мнением директора Федерального лицензионного центра при Росстрое Александра Толкачева. "До тех пор, пока не будет принят закон о саморегулировании строительной деятельности, регулирование строительства должно осуществляться государством. После принятия закона о СРО вопросы лицензирования должны быть немедленно переданы саморегулируемым организациям. Принятие закона о саморегулируемых организациях намечено Государственной Думой на этот год. Однако это не является и не может являться строгой гарантией того, что закон будет принят в этот срок. Тем не менее, Российский Союз строителей к принятию закона готовится" - сообщает пресс-служба РСС.
Помимо руководителей строительных ассоциаций, огромное опасение по поводу преждевременной отмены лицензирования и внедрения системы саморегулируемых организаций выразили и некоторые главы субъектов Российской Федерации. К их числу можно отнести мэра Москвы Юрия Лужкова, губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, губернатора Московской области Бориса Громова, губернатора Краснодарского края Александра Хлопонина и некоторых других руководителей. В частности, московский мэр заявил, "Правительство Москвы убеждено, что на период разработки и принятия технических регламентов должен сохраниться существующий порядок лицензирования строительной деятельности как важнейший инструмент, препятствующий появлению на строительном рынке неподготовленных и недобросовестных подрядчиков".
"Сегодня, когда отсутствуют разработанные технические регламенты, нет правовой базы саморегулирования, отмена государственного лицензирования, с нашей точки зрения, преждевременна", - считает губернатор Кузбасса А.Тулеев, который просит продлить действующий порядок до 1 января 2008г.
Эти и многие другие мнения чиновников России и строительной индустрии только подтверждают неоднозначность ситуации на строительном рынке. Если посмотреть правде в глаза, то за оставшееся до 1 июля время, которого явно недостаточно для реализации всех планов по внедрению новой системы саморегулируемых организаций, лицензирование вряд ли будет отменено. Многие строительные компании уже практически завтра могут вздохнуть с облегчением, ведь принятие закона скорее всего будет перенесено до конца нынешнего года. А может быть и позже. Только кто от этого выиграет? Как нам кажется, явно не потребители. Одно дело, если бы само лицензирование не вызывало никаких нареканий, однако это далеко не так.
Строительные лицензии уже много лет действуют на территории Российской Федерации. К сожалению, в последние годы качество строительных работ снизилось в разы. На стройплощадки всё чаще стали привлекаться нелегальные эмигранты из ближнего зарубежья. По стране прогремели целые серии обрушений строительных конструкций, которые унесли жизни людей. Строительные фирмы разваливаются сразу по завершению строительства, поэтому претензии предъявлять некому. Иными словами, доверие к строительным организациям падает из года в год. А с продлением лицензирования на территории нашей станы, ситуация в лучшую сторону не изменится. В лучшем случае останется на том же самом месте.
Как не хотелось бы кому-то это признавать, такая проблема действительно существует. Однако ее можно было бы исправить. Строительным организациям жизненно необходимо пересмотреть характер своей деятельности. В-первую очередь, в этом заинтересована вся строительная отрасль в целом. Лицензии во все времена были показателем доверия государства к строительным организациям. Сегодня же лицензии говорят только о наличие в организации необходимых специалистов и оборудования для ведения строительной деятельности. К сожалению, качество строительные лицензии гарантировать уже не способны.
Возникает справедливый вопрос: что же может стать альтернативной заменой морально устаревшему механизму лицензирования? С помощью какого инструмента можно реально изменить ситуацию с качеством до принятия закона о саморегулируемых организациях?
В мировой практике существует международный стандарт, который непосредственно направлен на регулирование деятельности компании с позиции качества. Это международный стандарт ISO 9000. Именно ISO 9000 способен структурировать деятельность всех отдельных элементов организации таким образом, чтобы она заработала как швейцарские часы - качественно и без сбоев. ISO 9000 регулирует исполнение обязанностей персоналом на всех этапах строительства, помогает разработать полный инструментарий ведения документации, бухгалтерии, транспортных перевозок, а также проектирования и строительства. Немаловажным показателем при внедрении системы менеджмента качества (СМК) на основе стандартов серии ISO 9000 можно назвать социальную ответственность строительной организации.
Если обратиться к практике внедрения стандартов менеджмента качества в, то можно обнаружить, что с каждым днем они становятся всё актуальней. Так, например, по статистике одного из ведущих Центров, предоставляющих услуги в области сертификации "Центра Независимых Экспертных Оценок", в мире насчитывается 500тыс. организаций, имеющих на руках сертификаты качества ISO 9000. Отрадно отметить, что и в России такие организации тоже есть, и среди строительных организаций их количество уже насчитывается около 5000. Тенденции показывают, что ситуация меняется в лучшую сторону. Для этого достаточно посмотреть на мнения некоторых руководителей строительных организаций, которые прошли сертификацию. Так, например, как отмечает генеральный директор Московской строительной компании "СтройСервис" Аркадий Шаршатов, "СМК стала логичным завершением формирования эффективной системы управления деятельностью компании. При этом целью внедрения системы менеджмента качества на основе ISO 9000 для нас стало повышение качества оказываемых строительных услуг, совершенствование результативности документооборота, четкое распределение полномочий и ответственности на всех технологических этапах, снижение потерь материальных и других ресурсов".
"Организация деятельности предприятия по стандартам ISO 9000 повышает стабильность компании и открывает новые горизонты в развитии бизнеса, построении конструктивных отношений с партнерами и решении задач по удовлетворению требований потребителя к качеству", - считает главный инженер ведущей строительной компании Московской области ЗАО "Викинг Компани" Олег Зуев.
Екатеринбургская строительно-ремонтная компания "Мастер" также получили сертификат качества серии ISO 9000. По словам генерального директора "Мастера" Сергея Хорошева, "благодаря СМК, мы сформулировали четкие требования к качеству предлагаемых работ и услуг с учетом рыночного спроса и пожеланий потребителя, разработали механизмы стимулирования деятельности по реализации задач качества".
Эти и многие другие примеры наглядно демонстрируют, что альтернативный вариант лицензированию возможен.
В случае если даже через полгода будет принят закон о саморегулируемых организациях, сертификат качества ISO 9000 никогда не будет лишним, а лишь добавит гарантию качества Вашим партнерам и потребителям. В противном же случае, при сохранении лицензирования на год или больше, строители рискуют окончательно потерять доверие со стороны граждан, ведь механизм изменения в лучшую сторону ещё не принят.
Многие уверены, что саморегулируемые организации - это не панацея. Но и лицензирование слишком часто дает сбой. Так почему же уже сегодня не задуматься об увеличении качества производимоых работ? Тем более, что затраты на сертификацию буду несоизмеримо меньше полученных рекламных и имиджевых дивидендов, признания со стороны партнеров и инвесторов, а также положительных отзывов покупателей Вашей строительной площади.