Благоустройство населенных пунктов – явление многоплановое. Оно включает в себя самые разные мероприятия, от поддержания в надлежащем состоянии улиц и дорог, уборки мусора и до улучшения внешнего облика города или поселка в эстетическом плане – то есть озеленения, ремонта зданий, строительства малых архитектурных форм, содержания памятников и зеленых насаждений.
Успех этих мероприятий во многом зависит от финансирования. И очевидно, что у больших городов с этим меньше проблем. Не только бюджет Москвы или Санкт-Петербурга, но и бюджет большинства областных центров позволяет выделять на благоустройство значительные средства. Располагая этими деньгами, можно привлечь к работе над внешним обликом города специалистов по ландшафтному дизайну и специализированные фирмы с опытной рабочей силой и современной техникой.
Иначе обстоит дело в малых населенных пунктах. Их бюджеты еле сводят концы с концами, и благоустройство финансируется по остаточному принципу. Но это вовсе не повод опускать руки.
У малых городов и поселков есть целый ряд преимуществ. Например, в лесной полосе, к которой относится большая часть территории России, такие населенные пункты обладают большими массивами естественных зеленых насаждений, а также созданных в разное время искусственных. Многие городки стоят на месте деревень, которые были окружены садами и рощами, и при строительстве новых домов и прокладке улиц часть деревьев сохранялась в неприкосновенности.
Значительную часть жилого фонда в этих городках составляет частный сектор – то есть одноэтажные дома с приусадебными участками, на которых растут плодовые деревья. Провинциальные российские города и поселки буквально утопают в зелени. Остается только следить за состоянием зеленых насаждений, вовремя избавляться от старых и больных деревьев и заменять их новыми.
Тем не менее это не освобождает от необходимости вести целенаправленную работу по благоустройству и озеленению. И то, насколько эффективной она будет, напрямую зависит от воли, энергии и деловых качеств местных руководителей, а также от заинтересованности и энтузиазма населения.
Есть множество примеров того, как в одном и том же городе один руководитель запускал благоустройство, ссылаясь на недостаток финансирования, превращая городок в беспросветное убожество, а новый лидер, располагая точно такими же ресурсами, возвращал городу цветущий вид, которым можно гордиться.
Источником средств, направляемых на благоустройство, может быть отнюдь не только бюджет. В малых населенных пунктах не менее важна спонсорская помощь предприятий и предпринимателей. А поскольку их обычно немного, всегда есть возможность поименно назвать спонсоров в местных средствах массовой информации – а это и дополнительная реклама, и лишний повод для гордости.
Еще одно преимущество малых городов – особые добрососедские отношения жителей. В мегаполисе порой даже соседи по лестничной клетке не знают друг друга, а в маленьком городке любой человек знаком не только с половиной своего двора, но и со всей улицей. Оттого и традиционные массовые мероприятия по уборке и озеленению города выглядят здесь гораздо менее формальными и более живыми, отчасти восполняя недостаток средств на привлечение квалифицированной рабочей силы.
И если воля руководителей, деньги предпринимателей и энтузиазм жителей будут сведены воедино, то провинциальный городок может приобрести такой изумительный вид, что гостям из мегаполисов не захочется из него уезжать.